Историко-культурное наследие Республики Беларусь, созданное и хранимое на протяжении многих столетий, является достоянием нашего народа и неотъемлемой частью мировой цивилизации.

 

В целях стимулирования социально-экономического развития регионов, формирования активной гражданской позиции у населения, сохранения историко-культурного и духовного наследия огромное влияние имеет принятие нормативно-правовых документов.

В 2018 году Президент Республики Беларусь подписал Указ № 247 от 20 июня 2018 года «О проведении Года малой родины» . Совет Министров постановлением № 547 от 18.07.2018 утвердил «Республиканскую программу  мероприятий по проведению в Республике Беларусь 2018 – 2020 годов под знаком Года малой родины».

Историко-культурное наследие Республики Беларусь представляет собой духовный, культурный, экономический и социальный капитал нашего народа.

Согласно письменным источникам, гимназия в Свислочи была основана по инициативе директора училищ Гродненской губернии Ю. Касаковского на средства владельца города графа Винцента Тышкевича. Он взялся построить кирпичное здание для гимназии. Свислочская гимназия имела статус губернской, в ней могли учиться молодые люди из Брестского, Пружанского, Кобринского, Волковского, Слонимского и Гродненского уездов. В гимназии были созданы большая библиотека и физический кабинет. В 1808 году в библиотеке было 889 томов различной литературы, из них 550 книг из собственного собрания графа Тышкевича. Большое и красивое здание гимназии, выполненное в стиле ампир, было построено в 1802-1803 годах по проекту архитектора Яна Шантара. Он был одноэтажным, со сложной объемно-пространственной композицией. Главный фасад был выделен в центре десятиколонным портиком тосканского ордера, завершенным большим прямоугольным аттиком. Фасады флигелей были обрамлены шестиколонными портиками, аналогичными центральному. Симметричное расположение портиков создавало стилистическое единство и логическую завершенность композиции здания. Прямоугольные оконные проемы были украшены лепниной, фасады с портиками обогащены сандриками. В 1815 году, после смерти Тышкевича, получение завещанных им денег позволило руководству гимназии реформировать ее внутреннюю жизнь, расширить число подданных и учителей. В 1817 г. действовали подготовительные и 6 основных классов. В гимназии преподавали многие известные учёные и педагоги. Среди них стоит отметить профессора физики Яна Вольского, учителя греческого языка и литературы Льва Боровского (1807 – 1811). В разное время учениками гимназии были такие известные люди, как писатель Юсоф Крашевский, композитор и художник Наполеон Орда. В 1828 году Свислочская гимназия утратила статус губернской гимназии. В Свислаче сохранилась уездная гимназия, которую предполагалось перевести в Слоним, и здесь оставят только 5-классное уездное училище для дворян. В 1845 году гимназию перевели в Шаули Ковенской губернии. В 1860 году была предпринята попытка восстановить гимназическое образование в городе, создав на базе местного уездного училища 4-классную прогимназию. Гимназия в Свислочи была закрыта постановлением правительства от 15.06.1865 г. Здание гимназии сохранилось частично. Бывшая гимназия — прямоугольное одноэтажное здание покрытое двускатной крышей. Западный торцевой фасад украшен колоннадой дорического ордера с двухъярусным аттиком. Мансардные ярусы завершены развитыми карнизами. Фасад, соответствующий колоннам, усеян пилястрами, пронизанными прямоугольными оконными проемами с треугольными сандриками. Два входа на боковом фасаде выделяются портиками с двумя парами квадратных колонн. Портики завершаются треугольными фронтонами. Фасады разделены оконными проемами прямоугольной формы без молдингов, отделанными профилированными карнизами. Внутренняя планировка и декор интерьера не сохранились.

По ул. Ленина г. Свислочь в 1958 году установлен памятник Кастусю (Константину Викентию Семёнавичу) Калиновскому. Работа известного белорусского скульптора Заира Азгура (бронза; высота бюста 1,05 м, постамент 3 м).

Бюст К. Калиновского установлен на высоком постаменте пирамидальной формы.  Композиция бюста оживляется движением руки, держащей хвост фрака. Тщательная проработка форм, деталей костюма (фрак, широкий галстук) придает облику жизненную конкретность.

Порозовская усадьба-памятник усадебно-парковой архитектуры середины 19 века в Свислочском районе Гродненской области. В архитектуре здания получаются черты барака и классицизма.

Местные говорили о том, что название усадьбы «Богуденки» происходит от выражения «Богу спасибо». Сегодня местечко Богуденки — это часть деревни Порозово, хотя раньше входили в имение Горностаевичи. Первоначальными владельцем усадьбы был Тадеуш Бутавт-Анджейкович.

Усадьба занимает ровную террасу на берегу реки. Передняя часть имеет симметричную и осевую конструкцию. По оси расположена широкая (10 м) входная липовая аллея. За деревьями открывается партер с усадебным домом. Ось симметрии перед партером подчеркнута двумя плотными группами клена. В его центре расположен круг с цветником. Центром композиции является усадебный дом с высокой скатной крышей, построенный из бруса. Стены обшиты панелями, внутри оштукатурены. Здание имеет сложную объемно-пространственную композицию. Боковые фасады фланкированы двухэтажными башнями, похожими на ниши и завершенными шатровыми крышами. Парковый фасад отличается гранеными ризолитами с ломаными крышами, передний фасад украшен крыльцом на четырех столбах, удерживающих аттик. В центре здания располагалось просторное помещение, представлявшее собой зал, а возможно, и гостиную. От него в двух направлениях шли коридоры. Столовая располагалась в правом углу дома. Дом окружен ландшафтным парком с восточной и северной стороны. С западной стороны в виде корзины к нему примыкает сад и скотный двор. От партера через парк к хуторскому двору проходит липовая аллея, которая утопает западную часть парка красочными редкими посадками старых деревьев (ель, граб, ясень, белый тополь, дуб, конский каштан, липа, клен, береза). Аллея, по мнению исследователя А.Т. Федорука, возможно, сохранившаяся как элемент старой композиции. Он представлен деревьями возрастом 150-180 лет (сохранилось 23 дерева). Северо-восточную часть парка занимает большая поляна, обсаженная узкой полосой вишневых деревьев. Вдоль нее, перпендикулярно пойме, проходит вторая липовая аллея шириной 4 м. В пойме располагалась небольшая водная система, состоящая из трех резервуаров, наполненных водой из Росси. Система нарушена, один квадратный резервуар заполнен водой. Часть парка за усадебным домом представлена ​​деревьями: липа, клен, пихта, ясень, конский каштан, белая акация. В советское время (до 2002 года) бывший усадебный дом был переоборудован под больницу. В связи с этим планировка была частично изменена. Фасады здания фактически сохранились без существенных изменений. В интерьере сохранились печи, архитектурный декор большей частью утрачен. Хозяйственный комплекс усадьбы не сохранился.

Усадьба построена на месте леса, который вырубили две семьи, специально поселившиеся здесь Юлианом Талочкой (Чижики и Богдановичи). Род Талочки Побугского герба происходит из Толачина. Имущество передавалось по наследству по мужской линии. Оно перешло от Юлиана к его сыну Эдварду, затем к его внуку Юлиану. Последним владельцем был правнук Станислав. Усадьба занимает ровную, местами пониженную территорию площадью более 12 га. Его композиционным центром является усадебный дом, построенный на искусственном холме Юлианом Талочком около 1830 года. В середине XIX века к нему были пристроены флигели, соединенные верандой, поддержанной четырьмя колоннами, с лестницей, ведущей в парк. В 1840 году в усадьбе был основан спиртзавод, созданный на базе старой пивоварни. В 1905 году по проекту Тадеуша Стренского из Кракова к зданию была пристроена квадратная двухэтажная башня, которая через несколько лет была дополнена смотровой площадкой. В результате пристроек усадебный дом приобрел вид дворца, в котором было 99 комнат, обставленных ренессансной мебелью, возможно, из Гродненского замка, и большая коллекция картин, икон, портретов и других ценностей. Здание сгорело в 1915 году. Хозяева переехали жить в две хозяйственные постройки (одна сейчас служит детским садом, другая находится в аварийном состоянии).Перед домом (с южной стороны) располагался большой партер с традиционным кругом, окруженный жилое крыло на западной стороне. На партере росли: старый вяз диаметром до двух метров, липа, рябина обыкновенная, ель колючая, каштан конский, сосна Веймута. Парк создавался в несколько этапов. В южной его части располагался круг для тренировки лошадей, окруженный лепным грабом. Рядом находилась конюшня с полевыми лошадьми. Сложная замкнутая водная система – основа парковых композиций. Оно представляло собой ручей, канал, по которому поступала вода с окрестных полей, систему водоемов различной величины, соединенных каналами между собой и рекой. Вдоль восточной границы парка цепочкой тянется ряд больших и малых прудов. Самый большой пруд занимает центральное место в композиции, в партере. На его берегу располагалась башня дворца. Уровень воды площадью более 1 га создает среднеперспективный план. Ее фокусом был остров, к которому вел подъемный мост на четырех парах опор. Южная часть пруда служила бассейном, основная ландшафтная часть парка расположена к северо-западу от прудов. По его периметру расположена липовая аллея (деревья разного возраста). Особенностью композиции является открытие пейзажей с прогулочного маршрута по периметру парка. Группы деревьев, чередующиеся с небольшими полянами, умело размещены и хорошо просматриваются с разных точек маршрута. К ним относятся виды, декоративные в течение всего сезона. Территорию парка можно представить в виде нескольких взаимосвязанных территорий. Лучшим считается участок, расположенный к северу от небольших прудов. Деревья здесь растут на лужайке, небольшими группами и одиночно. Это: липа, береза, белая акация, красный клен, сосна Веймута, дуб черешчатый, клен серебристый, дуб болотный. Территория в западном направлении уменьшается. Она менее культурна. Преобладают влаголюбивые породы (ольха, ясень). Разросшиеся кусты почти закрывали поляны. Ручей, пересекающий эту территорию, зарос и не выполняет необходимой дренажной роли. На участке имеются признаки заболачивания. Между прудами и новым усадебным домом, построенным в начале 20 века в стиле эклектики (занимает детский сад), большая поляна с липой американской, растущей кустом с семью экзотически наклоненными стволами, и липой крупнолистной. Из партера, пересекая парк в северном направлении, есть липовая аллея. Судя по возрасту, это первая аллея парка. Разросшиеся деревья почти касаются друг друга стволами, достигая высоты более 30 м. Эта «темная улица» за пределами парка переходит в более редкую аллею крупнолистной липы шириной 3,5 м, проложенную гораздо позже, у начало 20 века. Она ведет вдоль сада к часовне, построенной в 1905 году на холме за пределами усадьбы по проекту Тадеуша Стриенского в неоготическом стиле. На фасаде только одно слово «Синови». Здесь похоронен сын Станислав, трагически погибший в 12-летнем возрасте. В память о сыне в парке установлен памятник в виде креста на гранитном постаменте. Часовня была отреставрирована в 1998 году. Помимо отмеченных выше, в усадьбе сохранились: пивоварня, сарай, кузница со стальным горном. Среди них выделяется Свиран (26х10). В качестве связующего материала в кладке использовались ракушки местной дымчатой ​​керамики. На боковом фасаде из кирпича выложена мощная псевдоготическая аркада. Окна узкие. Еще одно здание на окраине парка (14х4) построено с использованием керамических черепков. Парк отличается совершенством ландшафтной планировки, проработкой композиционных деталей. На его краю установлен памятный валун с табличкой. На данный момент объект руинирован и находится в аварийном состоянии.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в центре села из дерева инженером Крыжановским в 1840 году. Освящен (приходом Вокквийского благотворителя священника отца Августа Куцевича) в 1870 году. В церкви хранились метрические книги с 1752, 1822 годов, исповедальные и церковные записи с 1843 года, с 1862 года при церкви действовала приходская школа, а с 1864 года открыты мужская и женская народные школы.  Церковь трехэтажная на фундаменте. Центральный сруб покрыт шатровой крышей, увенчанной луковичной главой на восьмигранном барабане. В декоративном декоре использованы различные детали (аркатурный пояс центрального сруба, оконные и дверные наличники, орнаментальный фриз бабинсы).

Костёл был построен с кирпича как Францисканский монастырь в 1792 году. В 1832 году был перестроен под православную церковь. Церковь находится в полуразрушенном состоянии: без крыши, потолков, окон, дверей, на фасадах сильно облупилась штукатурка, повреждена кладка. Церковь представляет собой трехнефную церковь типа базилики с безбашенным фасадом и прямоугольной апсидой. Судя по историческим фотографиям, раньше он был покрыт двускатной крышей. Боковые нефы короче центрального. Нижняя ризница пристроена к пресвитерию. Основной архитектурный акцент сделан на решении главного фасада. Имеет плавный криволинейный очертание, раньше был трехъярусным, сохранился только нижний ярус. Украшены карнизными поясами, парными пилястрами и фигурными нишами с лепным декором, нишами-экседрами. Расширен проем главного входа. Над входом сохранился арочный оконный проем в лепнине и следы полукруглой рамы. Боковые фасады разделены тонкими пилястрами, пронизаны арочными оконными проемами без молдингов, завершенными фризом и карнизом. Ризница ниже боковых нефов. Они были покрыты четырехскатной крышей, под крышей проходил карнизный пояс. В них были оконные и дверные проемы. Фасад апсиды также украшен пилястрами, видны следы ниш или заложенных кирпичом оконных проемов. Интерьер имеет вытянутую по продольной оси композицию. Главный неф перекрыт цилиндрическим сводом с люнетами, боковые нефы плоские с деревянными перекрытиями. Над входом размещены хоры (не сохранились). Стены разделены парными пилястрами. и широкий карнизный пояс. Позднее они были прикреплены к опорным столбам пилястр. С правой стороны входа сохранились фрагменты винтовой лестницы. Сохранились небольшие фрагменты кладки ограды и центрального пролета ворот. Текущее состояние объекта неудовлетворительное, руинированное.

Местечко Порозово впервые упоминается в 1460 году, когда Ян Римид, судебный градоначальник Лиды и Бреста, построил здесь деревянную церковь. Первая церковь 1460 года представляла собой деревянное строение и была названа в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здание прямоугольное в плане, покрыто вальмовой крышей. Стены выполнены из тесаного камня. Главный фасад завершается треугольным фронтоном с главой. Фронтон опоясан карнизом с зубцами, пронизанным круглым мансардным окном. Фасады усеяны плоскими пилястрами, разделенными прямоугольными оконными проемами. Периметр завершен фризом, со стороны главного фасада – фризом с триглифами и карнизом. Пилястры на фасадах, прямоугольные обрамления оконных проемов, фриз, карниз и фронтон главного фасада кирпичные, оштукатуренные и побеленные. Позже к боковому фасаду с левой стороны была пристроена нижняя ризница. Внутри зал покрыт плоским деревянным потолком. Хоры расположены вдоль западной стены. Упрощенная архитектура интерьера украшена разнообразными алтарями, кафедрой, полихромной деревянной скульптурой — типичными образцами народного монументально-декоративного искусства. Территория вокруг костёла окружена бутовой оградой с кирпичными воротами. Ворота представляют собой плоское сооружение (стену), разделенное высоким центральным арочным проемом с деревянными воротами. Сбоку находится нижнее отверстие желудка. На втором ярусе ворот вырезаны четыре арочных проема для колоколов. В колокольной эстакаде находится колокол с сюжетной гравировкой, который был отлит в 1749 г. В настоящее время в костёле проходят службы.

В братской могиле похоронено 398 воинов 190-го стрелкового полка 5-й стрелковой дивизии 3-й армии 2-го Белорусского фронта, а также воинов 336-го стрелкового полка и партизан, погибших при освобождении города от немецко-фашистских захватчиков. Среди похороненных — Герои Советского Союза Николай Павлович Масонов и Иван Михайлович Мельнов.

Могилу окружает невысокий бетонный бордюр, украшенный бетонными шарами, соединенными цепями. В середине постамент, на котором возле трехсторонней стелы установлена ​​скульптура воина. К постаменту прикреплены мемориальные доски с именами погибших.

"Братская могила" в аг. Хоневичи

Братская могила представляет собой скульптурную композицию: воин и партизан. Памятник «Воину и партизанке», установлен на месте, где похоронены 22 жителя села, 75 воинов и 1 партизан, погибшие в июле 1944 года в боях за освобождение аг. Хоневичи.

Памятник установлен в память о погибших в годы Великой Отечественной войны, где захоронено 111 воинов 391-го и 422-го полков 170-й Речицкой стрелковой дивизии 48-й армии 1-го Белорусского фронта, погибших в июле 1944 года в боях при освобождении Порозово от немецко-фашистских захватчиков. Памятник — фигуры матери и сына на постаменте с мемориальной доской и барельефом в нижней части памятника, который отображает героическую борьбу советского народа.

Здесь похоронены 449 воинов и 2 партизана, погибших в 1944 году при освобождении Нового Двора. В 1967 году на могиле был установлен памятник – скульптуры воина с флагом и партизанки с автоматом.

Здесь похоронены 123 воина и 3 партизана, погибших в Великой Отечественной войне. Среди похороненных — воины 391-го и 422-го полков 170-й Речицкой стрелковой дивизии 48-й армии 1-го Белорусского фронта, участвовавшие в боях за освобождение Порозово. В 1957 году на могиле был поставлен обелиск.

Каменныя магілы перыяду сярэднявечча (XIV – XVI стагоддзі)

Могилы были обнаружены, вероятно, в 19 в. – нач. XX в. Информация о их исследованиях хранится в архивах Государственного археологического музея в Варшаве. Сохранилось около 10 могил в виде невысоких круглых каменных выходов диаметром около 2-5 м. Р. Якимович, З. Глогер и М. Федоровский в разное время раскопали несколько могил, в которых камни лежали в 2-3 ряда на глубину 1-1,5 м и диаметр 5-6 м. Обследован в 1984 г. Ю.Г. Зверуго. В 2010 году памятник осматривал Н.А. Казюкевич.

Каменны могільнік

Могильники в урочище Красный Гай расположены на высоком естественном холме в 180 м к юго-востоку от церкви, рядом с деревней Большая Свентица. На многих камнях высечены кресты. Захоронения располагаются рядами через каждые 2-3 метра.  Могильники с надгробиями упоминаются в книге Покровского, где, кроме них, есть сведения о курганах в урочищах Реписк и Сокаль. По описанию они имели форму усеченного конуса и высоту около 3 локтей. О происхождении этих курганов Покровский Ф.В. рассказывает следующее предание: на упомянутых урочищах когда-то стояли войска. Внезапно среди отряда Сокола появился великан: он вырвал из земли дуб вместе с его корнями и пронзил им все отряды. Под этими курганами хоронили убитых воинов.

Приводится описание могильников в урочище Красный Гай и Ровы — могильники с надгробиями, на одном из которых изображена фигура в виде четырехконечного креста с загнутыми под прямым углом концами.

Селішча перыяду сярэднявечча (XII – XVII стагоддзі)

Поселения были обнаружены в 1983 году Н.М. Семенчуком. По мнению Семенчука, размеры поселений составляли 850-1000 х 200 м. Раскопанный материал составил: 63 фрагмента желтоглиняной керамики и  кремня. В 1984 году их исследовал Ю.Г.  Зверуго. Поселения периода средневековья расположены на северной окраине села, вдоль левого берега реки.  Часть поселений сейчас используется как сельскохозяйственные территории. Полных раскопок не проводилось.

Каменныя магілы перыяду позняга сярэднявечча (XIV – XVIII стагоддзі)

Могильник расположен на восточной окраине села на высоком моренном холме, который начинается западнее дороги, проходящей через все село, между домами №2 и №4. Южная часть повреждена карьером размером 30 м. х 15 м.

На холме сохранилось пять надгробий размером от 30 х 30 до 60 х 30 см. Кроме надгробий внешних признаков захоронений нет. Площадка, на которой расположены могилы, разворочена. Кроме того, на холме зафиксирована раскопанная яма размерами 180 х 50 — 150 см, глубиной 60 см. Северо-западная часть памятника повреждена лесными посадками.

Памятник археологии был открыт и исследован в 1985 году Ю.Г. Зверуго в рамках обследования археологических памятников на территории республики. В 1985 году насчитывалось около пятидесяти захоронений с каменными облицовками, горизонтальными или вертикальными плитами. На некоторых плитах были проштампованы крестообразные знаки (в одном случае два). Раскопки не проводились.

Гарадзішча (X – XIII стагоддзі)

Городище расположено в 1 км юго-восточнее села, справа от дороги, в лесу. Местное название – «Буслова гора».

Городище занимает северно-каповую часть моренной возвышенности, от которой оно отрезано рвом шириной 20 м. C южной стороны укреплен невысоким (до 1,2 м) валом. Остатки плавучего вала можно проследить на западном склоне, более крутом, чем остальные.

Сейчас, после вырубки леса, место поселения заросло кустами малины, ежевики. Фактически невозможно произвести натурные замеры и точное обследование без предварительной очистки всего участка.

Каменны могільнік (XIV – XV стагоддзі)

Могильник расположен недалеко от деревни Ятвеск и упоминается в книге Покровского Ф.В. По словам местных жителей, в середине 1990-х годов, когда этот холм начал активно осваиваться, здесь было обнаружено множество человеческих костей. На место был вызван специализированный поисковый батальон в составе 52 человек, который провел исследование памятника. Кладбище расположено на  холме в 100 м юго-западнее церковной ограды. Холм занимает площадь около 66,5 х 57,5 ​​м. ¾ и он разрушен карьером, из него вывезли песок для дорожного строительства. Внешних признаков захоронений (надгробий, курганов и т.п.) нет.

Стаянка і селішча Грыцкі 3

Стоянки и поселение расположены на северо-восточной окраине деревни, на песчаных возвышенностях левого и правого берегов реки. Западная граница — асфальтированная дорога Свислочь-Порозово. Памятники археологии в верховьях р. Свислочь с кремниевыми материалами и керамикой были обнаружены в 1995 году В.Л. Лакизой и В.С. Обуховским и обозначены точками Грицки 1,2 (на правом берегу реки) и Грицки 3 (на левом берегу реки). На их полях было собрано несколько кремневых отщепов, осколков и пластин неправильной формы, а также довольно большое количество фрагментов керамики.

Камень имеет округлую вытянутую форму размером 108х125 см., длину около 2,2 м, ширину 1,5 м и высоту 1,5 м. На поверхности камня виден довольно нечеткий след в виде отпечатка человеческой ноги. Длина дорожки 0,09 м, ширина 0,05 м, глубина 0,01-0,015 м. Параллельно ей видна вторая дорожка длиной 0,24 м, шириной 0,1 м и глубиной 0,01-0,015 м. Поверхность камня окрашена с одной стороны и содержит надписи. Также с камнем связана местная легенда, что во время потопа на нем стояла Святая Богородица и смотрела, как тонет Порозово.

В 1995 году В.Л. Лакизой и В.С. Обуховским при обследовании верховья р. Свислочь были найдены стоянка и поселение северо-западнее села. Рожки Свислочского района имеют два археологических памятника — поселение Рожки 1 «Дорога» и стоянка Рожки 2 «Мост». Террритория археологического памятника  составляет от 35000 до 80000 м2 . Основная концентрация артефактов была обнаружена на правобережной стороне реки и составляет большое количество гончарной керамики и прослеживается культурный пласт глубиной да 0.3 м.

Памятник на левом берегу р. Свислочь к юго-востоку от села Раневичи с кремниевыми материалами и керамикой были открыты в 1995 году В.Л. Лакизой и В.С. Обуховским. На его вспаханной поверхности, от асфальтового шоссе до изолированных построек фермы, собрано около десяти кремниевых сколов, прокол из кремниевой пластины и обработанный полукрутой ретушью на острие, фрагменты керамики. Западная и южная границы памятника определяются концентрацией находок, которые заканчиваются на вершине холма за линией электропередачи.

Традиция приготовления банкухи сохранилась  в Порозово и деревне Коревичи. Сегодня этим мастерством обладают хозяйки из нескольких семей в трех поколениях. Одна из них — хозяйка агроусадьбы «У Рыся» Янина Козюк. Традицию также активно поддерживают и знакомят с ней иных Елена Козюк, Анна Шалкевич. В результате среди тех, кто перенимает секреты приготовления банкухи — молодежь, местные школьники.

Название «банкуха», очевидно, происходит от немецкого названия «баумкухен», что означает дерево-пирог. И торт внешне на самом деле на него очень похож: словно елка с ветками, которая в срезе напоминает спил дерева с годовыми кольцами. Получается такой вид благодаря специальной технологии, когда деревянный валик покрывается жидким тестом, которое запекается рядом с открытым огнем, затем наносится и запекается новый слой теста и так повторяется много раз. Подобный пирог известен в Литве под названием «шакотис», и в Польше  — «сэнкач». Все эти названия отражают форму продукта: его отходящие от центра отрасли.

Рецепт и внешний вид Порозовский банкухи отличаются от родственников в соседних странах. Белорусская банкуха более ветвистая и не имеет никакого дополнительного декора, в то время как немецкий баумкухен может быть гладким и декорирован шоколадом и глазурью. Порозовская банкуха сохранилась в первоначальном варианте, без изменений и модных кулинарных тенденций.